Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Получен новый результат в исследовании хронотипов человека

09.06.2021

Получен новый результат в исследовании хронотипов человека

Фото на сайт.jpg
Два года профессор АнГТУ Дьякович М.П. участовала в выполнении НИР по проекту «Оценка различий между четырьмя крайними хронотипами по параметрам колебаний объективных показателей сонливости и работоспособности при длительном бодрствовании», осуществляемом при поддержке РФФИ в Институте молекулярной биологии и биофизики СО РАН, Новосибирск (руководитель проекта А. Путилов). Руководителю проекта принадлежит приоритет в создании двухмерной классификации хронотипов – возможности выявлять представителей не двух, а четырех крайних хронотипов. Новый инструмент позволяет респонденту в один клик выбрать свой хронотип из шести возможных, иллюстрировать суточную динамику уровня бодрствования в течение дня в виде графика и его краткого описания.
По предложенной А. Путиловым методике самооценки коллективом исследователей с участием Дьякович М.П. была проведена экспресс-оценка хронотипа 2283 респондентов из Москвы, Новосибирска, Рязани, Сургута, Ставрополя, Иркутской области. В экспресс-оценке, а также в заполнении ряда хронобиологических и сомнологических опросников для валидизации нового инструмента самооценки хронотипа в ходе онлайн-опроса приняли участие около пятисот студентов и преподавателей вузов Ангарска и Иркутска. Было показано, что 95% отнесли себя к одному из шести типов, объединенных в три оппонирующие друг другу пары: «утренний» и «вечерний» типы (падение или нарастание активности к вечеру), «высокоактивный» и «умеренно активный» типы (стабильно высокий или стабильно низкий уровень активности), «дневной» и «сонливый днем» типы (пик или спад активности в послеобеденное время). Оказалось, что частота любого из таких типов в популяции превышает 0.05.
Среди использованных для валидизации опросников был тест по оценке уровня сонливости в 19 случайно выбранных моментов времени в течение полуторасуточного бодрствования. При анализе данных, полученных с помощью этого опросника, методом главных компонент было выделено 3 главных компоненты: «общий уровень активности», «нарастание сонливости к вечеру» и «подъем сонливости днем». В соответствии со значением компоненты респонденты были разделены на 6 групп суточной динамики уровня бодрости, в точности соответствующие 6 вариантам экспресс-оценки. Все типы статистически значимо различались между собой по уровню и динамике сонливости, времени сна и оценкам способности бодрствовать в определенное время суток.
Иногда знание типа суточного ритма участника эпидемиологического, экспериментального или клинического исследования представляют особый интерес, но использование длинных опросников затруднительно или вообще нежелательно
Среди использованных для валидизации опросников был тест по оценке уровня сонливости в 19 случайно выбранных моментов времени в течение полуторасуточного бодрствования.
При анализе методом главных компонент данных, полученных с помощью этого опросника, было выделено 3 главных компоненты: «общий уровень активности», «нарастание сонливости к вечеру» и «подъем сонливости днем». В соответствии со значением компоненты – ниже, или выше нуля - участники опроса были разделены на группы. Такое деление дало 6 вариантов суточной динамики уровня бодрости. Эти 6 вариантов в точности соответствовали 6 вариантам экспресс-оценки.
Все типы статистически значимо различались между собой по уровню и динамике сонливости, времени сна и оценкам способности бодрствовать в определенное время суток (двусторонняя MANOVA, в зависимости от оценки, F6/1734 от 12.6 до 52.8, p<0.001 для любой).
Впервые показано, что, ответив одним кликом на единственный вопрос, можно определить не только утренний и вечерний типы, но и две другие пары хронотипов.
Данное исследование служит еще одним аргументом в пользу необходимости расширения хронотипологии человека за пределы простой шкалы «утренних-вечерних» предпочтений. Предложенный подход к экспресс-самооценке хронотипа представляет интерес в тех случаях, когда использование длинных опросников затруднительно или вообще нежелательно.