Сотрудники АнГТУ к.т.н., доцент, зав. кафедрой ПЭиИИТ Эльхутов С.Н. и ассистент Лаврик А.А. получили патент на изобретение: «Метод неразрушающего контроля поршневых машин на основе регистрации изменения ускорения вала».
Изобретение относится к области неразрушающего контроля и может быть использовано для оценки технического состояния механизмов, агрегатов и машин поршневого типа, основой которых являются элементы, в процессе работы которых совершается вращательное и возвратно-поступательное движение.
Оценка технического состояния для такого рода оборудования часто выполняется с использованием виброакустического контроля, в основе которого лежит регистрация и последующий анализ сигналов, получаемых с помощью виброакустических датчиков, располагающихся на корпусе контролируемого механизма. Определение наличия информативных признаков дефектов является целью анализа сигналов, полученных с датчиков, с помощью которого можно сделать вывод о техническом состоянии исследуемого объекта.
В основе представленного способа лежит расчёт среднеквадратичного отклонения значений интервалов между импульсами, получаемыми с помощью датчика оборотов устанавливаемого на валу контролируемого изделия. Дефект регистрируется если среднеквадратичное отклонение становится выше определённого порога определяемого в момент ввода в эксплуатацию изделия.
Техническим результатом изобретения является упрощение процедуры обнаружения дефектов за счёт применения информативного признака изменения угловой скорости.
Технический результат обеспечивается за счет того, что на торце вала контролируемой поршневой машины закрепляется магнит, напротив которого располагается датчик, регистрирующий угол поворота вала с одинаковым временным интервалом между импульсами считывания. Возникновение дефекта в кривошипно-шатунном механизме поршневой машины приводит к увеличению колебаний ускорения вала.
В основе предлагаемого способа лежит получение данных о изменении ускорения вала контролируемого объекта. При вращении вала с неизменным ускорением данные о повороте регистрируются с одинаковым временным интервалом, наличие дефекта приводит к появлению колебаний ускорения и, следовательно, к изменению временного интервала между данными.
Применение способа оценки технического контроля при диагностике износа шатунного подшипника на стенде также подтвердило его эффективность.
Предлагаемый способ оценки технического состояния может применяться для диагностики состояния выпускного клапана и шатунного подшипника. В сравнении с методами вибродиагностики, в основу которых входит частотный анализ, предложенный способ не требует дополнительных обработок необходимых для учёта влияния ударных нагрузок, возникающих в процессе работы поршневой машины.