В конце 50-х – начале 60-х годов прошлого столетия город Ангарск являлся молодым, бурно растущим промышленным центром Восточной Сибири. В городе строились и совершенствовались крупные промышленные предприятия – гиганты нефтехимии, энергетики, электроники, машиностроения и других отраслей.
Достаточно вспомнить начало строительства нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) Ангарского «Комбината-16» в 1957 году, а с 1960 года ввод в эксплуатацию на НПЗ целого каскада новых установок: каталитического крекинга и риформинга, гидроочистки дизельного топлива, производств для получения нефтяных масел и многих других. В эти же 1957 - 1963 годы построены и сданы в эксплуатацию основные промышленные объекты на Ангарском электролизном химическом комбинате, построен жилой район юго-западной части г. Ангарска со всей инфраструктурой.
Возникла потребность в специалистах высокой квалификации, и не удивительно, что в эти годы являются годами возникновения и становления ВУЗа в городе Ангарске. 1 декабря 1960 года был открыт Ангарский вечерний факультет Иркутского политехнического института, в составе которого осуществлялась подготовка инженеров по автоматизации химико-технологических процессов по вечерней форме обучения.
Производство, получая специалистов с высшим образованием, не стоит на месте. В 1972-1974 годы на АЭХК осуществлена полная технологическая реконструкция производства сырьевого гексафторида урана, разработаны новые технологические процессы и оборудование. В 1974 году вводится в строй производство стирола и формируется Ангарский завод полимеров (АЗП), в 1976 — комплекс производства ЭП-60, в 1977 — производство этилбензола, в 1978 — производство по выпуску полиэтилена высокого давления, в 1982 введён в эксплуатацию комплекс производства ЭП-300 и бензола.
Бурный рост производства требует всё большее количество специалистов в высшим образованием и в ноябре 1981 года в Ангарском филиале Иркутского политехнического института создается кафедра промышленной электротехники и автоматизации производственных процессов, из которой в 1988 году на базе уже Ангарского завода-ВТУЗа при ПО «Ангарскнефтеоргсинтез» была выделена самостоятельная кафедра «Автоматизация технологических процессов» (АТП).
Необходимость создания самостоятельной кафедры диктовалась острой потребностью предприятий Восточно-Сибирского производственного комплекса в специалистах по автоматизации технологических процессов. Непосредственным поводом для этого явилось решение Совещания руководителей промышленных предприятий городов Ангарска, Усолья- Сибирского, Зимы, Свирска от 7 апреля 1988 г., в котором были определены план приема на специальность «Автоматизация технологических процессов и производств» и количество студентов, направляемых на обучение от каждого из предприятий.
До 1988 года подготовка студентов проводилась только по вечерней форме обучения. С 1988 по 1991 года велась подготовка специалистов по очной и очно-заочной (вечерней) формам обучения.
Приказом Госкомобразования СССР от 29.06.1991 года № 359 в городе Ангарске создается самостоятельный ВУЗ – Ангарский технологический институт (завод ВТУЗ) и на кафедре АТП в 1992 году очно-заочная форма обучения реорганизуется в заочную.
При выпускающей кафедре АТП в 1994 году открыты и успешно работают филиалы на базе ведущих промышленных и научно-исследовательских предприятий города, а именно:
в Межотраслевом региональном учебном центре АО «Ангарская нефтехимическая компания» (МОРУЦ);
в АО «Ангарское опытно-конструкторское бюро автоматики»;
в Ангарском филиале ЦНИИ Атоминформ.
С 1999 года подготовка студентов осуществляется по трем формам обучения: очной, очно-заочной и заочной.
C 2011 года кафедра начала вести подготовку бакалавров очной и заочной форм обучения по направлению «Автоматизация технологических процессов и производств», а с 2013 года – подготовку магистров по данному направлению.
Уровень автоматизации производства, эффективность управления им являются ключевыми факторами успешного развития любого предприятия. Модернизация промышленных предприятий невозможна без внедрения и обслуживания современных систем управления. Именно поэтому специалисты по автоматизации технологических процессов всегда востребованы на рынке труда.
Последние годы характеризуются планомерным и стабильным развитием выпускающей кафедры АТП. На кафедре осуществляется подготовка бакалавров, магистров, проводится научно-исследовательская и хоздоговорная работа, улучшена материально-техническая база кафедры, налажены взаимоотношения с заинтересованными организациями.
Кафедра активно сотрудничает со всеми крупными промышленными предприятиями региона, обеспечивая подготовку молодых специалистов высокой квалификации. В г. Ангарске не найдется ни одного промышленного предприятия, где бы не работали выпускники направления «Автоматизация технологических процессов и производств». Это и промышленные гиганты: АО «Ангарская нефтехимическая компания», АО «Иркутскэнерго», АО «Ангарский завод полимеров», АО «Саянскхимпласт» и относительно небольшие производства: АО «Невская косметика», АО «СибМА», АО «Востсибмонтаж», ОАО «ВНИПИнефть» и др. О востребованности выпускников говорит тот факт, что более трети персонала, работающего в области автоматизации на АО «АНХК» - выпускники кафедры АТП разных лет. Многие из них работают на должностях главных метрологов и их заместителей, начальников цехов и их заместителей, ведущих инженеров по АСУТП, инженеров-конструкторов, мастеров участков КИПиА и т.д. и зарекомендовали себя высококлассными и растущими специалистами. Так, например: Голенко А.А. – зам. главного метролога АО "АНХК", Федун Н.Ф. – главный метролог службы эксплуатации новых объектов АО "АНХК", Попов Ф.Г. - главный метролог производства масел АО «АНХК», Фигура В.В. – главный метролог АО «Ангарский завод полимеров», Котин И.А. – зам. главного метролога производства масел АО "АНХК", Куницын А.И. – зам. начальника цеха 8/14 НПП АО «АНХК», Ильин П.А. - ведущий инженер по АСУТП производства масел АО «АНХК», Азаров А.Л. - начальник отдела КИП ОАО «ВНИПИнефть» и многие другие.
Кафедра имеет комплекс учебных лабораторий, обеспечивающий проведение лабораторных работ в полном объеме, предусмотренном учебным планом. Кафедра оснащена современной вычислительной техникой.
В библиотеке и на кафедре имеется необходимый минимум учебников, справочников и методической литературы для организации всех учебных занятий. С рабочих мест студенты имеют неограниченный доступ в сеть Интернет, в электронную образовательную среду вуза, к электронным библиотекам и базам данных.
За время своего существования кафедрой АТП подготовлено более 1700 инженеров, бакалавров и магистров по специальности «Автоматизация технологических процессов и производств», 25 кандидатов технических наук, 9 докторов технических наук.
Научная деятельность кафедры нацелена на работу с ведущими предприятиями города и области. Особо следует отметить успехи кафедры в разработке и внедрении на производстве компьютерных тренажерных комплексов, предназначенных для автоматизированного обучения операторов безаварийной эксплуатации технологических процессов. Только за последние пять лет совместными усилиями специалистов кафедр АТП и ВМК разработано и внедрено на промышленных объектах города 11 тренажёрных комплексов. Общая сумма хоз.договорных работ при этом составила более двадцати миллионов рублей.
Кафедра принимает активное участие в общественной и культурной жизни университета. Студенты принимают активное участие в спортивной жизни университета. Кафедра АТП - неоднократный призер студенческой Спартакиады АнГТУ. Среди студентов и выпускников кафедры - мастера спорта и кандидаты в мастера спорта по легкой атлетике, борьбе, волейболу, баскетболу, большому теннису, призеры чемпионатов мира и студенческих Универсиад. Студенты кафедры АТП – члены сборных спортивных команд АнГТУ, регулярно входящих в тройку призеров среди ВУЗов Иркутской области.
Именно специалисты по автоматизации во многом определяют успешность предприятия, т.к. от их квалифицированной работы зависит качество выпускаемой продукции, ее цена и, что немаловажно, безопасность трудового коллектива. Поэтому профессия, связанная с автоматизацией, всегда актуальна и является залогом успешного трудоустройства выпускника и его дальнейшего карьерного роста.